Магические свойства деревьев
Дерево - высший символ бесконечности бытия, умирания и обновления жизни и природы. Деревья считались священными, обладавшими магической силой в большинстве культур и цивилизаций. Таким образом постепенно люди определили магические свойства деревьев.
Арии и славяне олицетворяли, одушевляли и даже обожествляли деревья, населяя леса сказочными и мифологическими обитателями, лесным народом - духами деревьев, феями, лешими и лесными девками. В зависимости от географических условий почитались волшебными и наделялись магическими свойствами разные деревья.
Почтительное отношение к «лесным великанам» - елям, соснам, дубам... сохранилось в германском и славянском фольклоре, в традициях и обычаях многих народов.
И в наши дни вера в магические свойства деревьев жива. Все от мала до велика испытывают благоговение и в некотором роде душевный трепет, когда засверкает, заискрится в ярком убранстве Рождественская или Новогодняя сосна - языческий символ плодородия, бессмертия и долголетия, дерево
Одина в скандинавских верованиях, синтоистский символ решимости и удачи... Арии традиционно использовали деревья в магических ритуалах и обрядах, почитали их священными и посвящали им руны.
Магические свойства деревьев у ариев
Береза.
Береза - священное дерево ариев, связанное с культом Тора - бога Природы, землепашества и плодородия; березе посвящены две руны - Беркана и Уруз. Талисманы и обереги из березы защищают владельца от всех несчастий - как физических, так и духовных.
В Древней Руси из березы делали колыбели, чтобы защитить младенцев от дурного глаза и порчи, а моления в березовых рощах совершались вплоть до XVIII века.
Боярышник.
Боярышник - символ весеннего цветения и девственности, дерево богини любви, с ним связаны две руны Старшего Футарка - Турисаз и Отал. Священное дерево считалось заколдованным - запах цветов, внесенных в дом в неурочное время, предвещал смерть. Посягнувшего на цветы и ветви священного дерева ждала суровая кара богов. Магические свойства дерева позволяли считать его защитным, украшали лентами и цветными лоскутами, принося жертвы суровым, но справедливым богам.
Бузина.
Бузина - магическое дерево германо-скандинавских народов, воплощенная магическая сила высоких энергий; дерево Фрейи, ему посвящены руны «мира людей» - Феху и Йера. Бузина - дерево ведьм, однако обереги из самбука защищают его владельца от злого ведьминого колдовства в Вальпургиеву ночь. Только безумец рискнет изготовить поделки из бузины или сжечь ветку в печи, ибо это приносит неминуемые несчастья и беды.
Бук. Магические свойства
Бук - в эзотерической традиции ариев с ним связаны руны Перто и Наутиз. Бук - дерево языческих капищ, символ знаний древности, путевой знак-веха обретения эзотерического знания будущего.
Вяз - дерево Великой Праматери - Богини Земли, ему посвящена руна Gebo. Используя вяз при творении заклятий, маги прошлого привносили в них крепость, твердость и потребную жесткость.
Древняя Русь
Дуб.
Дуб - самое могущественное дерево всех индоевропейских народов. В языческой мифологии - дерево Перуна, бога грозы; на Руси вплоть до сегодняшнего дня считается опасным стоять под дубом в грозу, потому что он «притягивает» молнии. Литовцы почитали Громовержца в образе Перкунаса, греки - Зевса, римляне - Юпитера, а у германцев дуб считался деревом бога войны Тюра.
Дубу посвящены шесть рун Старшего Футарка: Турисаз, Эйваз, Райдо, Тейваз, Йера и Дагаз. Дуб - символ долголетия, надежности и прочности - такие магические свойства приписывают дереву. Кора и ветви дуба - непременный атрибут магической практики индоевропейцев.
Ель.
Вековую ель рубить нельзя - к неприятностям. - В народе считается, что старая, вековая ель - это жилище лешего. Если ее срубить, то леший начнет мстить всеми ему доступными способами, вплоть до поджога. И уж точно станет сбивать с дороги в лесу, где он хозяин.
Ива.
Ива - покорное, податливое, клонящееся к воде дерево - поэтический символ несчастной любви и скорби, цикличности природы, приливов и отливов духовной и физической силы. Иве посвящена руна изменчивой и грозной стихии Воды - Лагуз. На Руси в особой гибкости ивовых побегов усматривали змеиный символизм и связывали иву со Змеем.
Калина.
Калина - эзотерические учения посвящают ей одну из самых таинственных и загадочных рун Футарка - Перт. В мифологической традиции славян калина связана с одним из «идолов капищ» - божеством растительности, «собако-птицей» Симарглом.
О нем мало что известно, однако крылатые псы в окружении растительных орнаментов - один из излюбленных мотивов древнеславянского прикладного искусства. На Руси считалось, что смазанные калиновым соком колотые и рубленые раны, полученные воинами в бою, заживают быстрее.
Липа.
Засохла липа в саду - к худу, говорили наши предки. Объяснение здесь такое же, как и в случае с рябиной и другими растениями, являющимися природной аптекой. Липа излечивает от простуды и других болезней, обеспечивает медосбор, в старину она же и обувала (лапти из липового лыка), и служила сырьем для деревянных поделок. Лишиться липы в своем саду - действительно, к худу.
Кто вербу своими руками у дома посадит, тот себе заступ готовит. - Имеется в виду, что этот человек умрет тогда, когда из посаженной им вербы можно будет вытесать лопату.
Поверье относится к числу щадящих: верба растет долго, и к тому времени действительно можно умереть от старости.
В отличие от молодой вербы, символизирующей здоровье и плодородие, старая верба повсеместно считалась «проклятой», потому что ни плодов, ни тени она не дает. Пословица «влюбился, как черт в старую вербу» подтверждает негативное отношение.
Такое дерево, особенно дуплистое, слыло прибежищем нечистой силы. Одно из пояснений может крыться в забытой уже легенде о гвоздях, которыми распяли Иисуса: они были не железными, а сделанными из вербы.
Ольха.
Ольха - ей посвящена руна человека Манназ. Из не подверженной гниению смолистой древесины ольхи рубили сваи, на которых в свое время стояли пол-Европы и полРуси.
Возможно, поэтому считалась она деревом священным - связующим звеном между «подземным» и «надземным» мирами.
На Руси считалось великим грехом рубить дерево без нужды, а всякий раз, когда древесина ольхи использовалась в строительстве или кузнечном деле - уголь из нее традиционно считался лучшим и использовался при ковке мечей, - следовало приносить жертву духам леса.
Осина.
Осина - священное дерево, символ выносливости, сопротивляемости и терпения. В арийской эзотерике признавали ее сродство с ветром и считали Деревом мудрости.
Осине посвящены нортумбрийская руна Эйваз и руна старшего Футарка - Беркана. Наши славянские предки полагали, что дрожание листьев осины даже в тихую погоду вызывают разгуливавшие под корнями осины злые бесы, поэтому добрые люди считали ее «деревом нечистым».
На Руси осину называли еще «деревом удавленников»: когда Добрыня убил Змея, то повесил его именно на ней! Согласно более позднему христианскому апокрифу, бытовавшему в народе, осиновый лист дрожит с тех пор, как на осине повесился Иуда.
Магические свойства дерева, по преданию, в том, что осина отводит смерть - индоевропейцы изготавливали из нее доспехи, щиты, древки копий, рукояти мечей и т.д. На Руси, в ночь на Ивана Купалу, крестьяне втыкали веточки осины по периметру полей, чтобы оборониться от нечистой силы.
В русской деревне осиновый кол традиционно считался эффективным оружием против упырей, а во время мора и падежа скота было принято «бить коровью смерть», размахивая над головой осиновым поленом.
От вампира можно избавиться, либо проткнув ему грудь осиновым колом, либо путем сожжения его на осиновом костре - верили наши предки. Корни поверья кроются в отношении к осине как к дереву, на котором повесился Иуда.
Считается, что коль это дерево справилось с предавшим Иисуса, то с упырем оно уж точно справится. Упыря, вселившегося в человека, винили в самоубийстве этого несчастного.
С течением времени варварский обычай расправы с «вампиром» видоизменился: стали класть в гроб погибшего неестественной смертью осиновый крестик или водружать крест из осины на могиле. Из этого же ряда - примета, что убитую змею надо повесить на осине, не то она оживет и укусит.
Не исключено, что основа соединения в сознании осины и змеи такова: кора осины использовалась как противоядие при укусе змей; заговорив кору, ее прикладывали к месту укуса. Костер из осиновых дров считается наиболее действенным средством борьбы с нечистой силой, отсюда и пословица: «чтоб он на осиновом дереве сгорел!»
При бессоннице ребенка надо положить ему в колыбель веточку осины. - В основе этих и многих других поверий лежит отношение к осине как к оберегу. В то же время ее запрещалось сажать возле дома, топить печь ее дровами без нужды (хотя замечено, что дым этих дров уничтожает сажу в печи) и применять в строительстве.